|
Около села Чхиквта (район Тетри Цкаро,
сразу после
Парцхиси) на высокой конусообразной горе находится церковь Самеба (Св. Троица).
Дорога наверх начинается от большого креста, стоящего на трассе. До церкви
минут 20 ходьбы.
Человек освоил эту гору
очень рано – не позднее II тысячелетия до нашей
эры. Здесь обнаружены остатки циклопической крепости – вершина горы с
востока и юга окаймлена стеной, сложенной из огромных камней без раствора.
Можно только удивляться, как эти камни были сюда доставлены и уложены...
С западной и северной
стороны горы – отвесный обрыв. Возможно эти стороны и не были искусственно
укреплены – естественной защиты было достаточно.
По краям верхней площадки –
развалины различных построек. Посередине стоит небольшая, зального типа, церковь
Св. Георгия (XVII-XVIII
вв.). По мнению Э. Такаишвили она построена на месте старой церкви Св.
Троицы (Самеба).
Э. Такаишвили записал легенду, связанную с этим местом...
Самеба и Дэв (Дэв - арм. Դեվ, Груз.
«დევი», лтш. Dievs -
Бог;санскр. देव -
«сияющий»; азерб.
Div - «великан» - в фольклоре народов Кавказа, Малой и Средней Азии,
Западной Сибири и др. - злые духи, главным образом великан антропоморфного
или зооморфного вида. Большого роста, сильны, глупы, изображаются с
небольшими рожками. В сказках описываются случаи похищения ими женщин с
целью сожительства)
долго спорили, кому должна принадлежать эта замечательная вершина. В конце
концов Самеба согласилась оставить ее, но при условии, что Дэв сможет за
одну ночь, до того, как прокричит петух, построить стену вокруг
верхушки горы. Дэв чувствовал, что за ночь он не успеет один проделать такую
работу и позвал на помощь свою сестру. Она встала на противоположной высокой
горе, которая была усыпана большими валунами, и отсюда кидала их
брату. Дэв ловил огромные камни и складывал их друг на друга.. Стена
строилась быстро и вскоре с двух сторон была готова. Когда Самеба увидела,
что Дэв справляется с работой, то подбросила вверх красную материю, которая
превратилась в петуха. Петух тут же закричал и Дэв, почувствовав себя
побежденным, убежал...
Такаишвили считает, что возникновению легенды способствовало то, что до
христианства здесь было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников
(Зороастри́зм - букв. «почитание Мудрого», Вахви Даэна, «Благая Вера» -
самая древняя из мировых религий откровения. Зороастризм сложился на основе
откровения пророка Спитамы Заратуштры, полученного им от Бога
Ахура-Мазды. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от
начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э.).
В центре плато должен
находиться естественный плоский камень для жертвоприношений, однако из за
того, что трава была очень высокой, мне не удалось его найти...
Здесь же должны стоять 4 стелы
XIII века (я их не нашел), на которых изображены
руки и кресты с соответствующими надписями. Такие стелы являлись
юридическими документами – их ставил царь или феодал на границе своего
владения. Изображенная на стеле поднятая десница символизирует право
владения краем.
Спустившись с горы обратно к
кресту, я пошел по серпантину вниз. Дорога шла через лес. По дороге
встретилась церковь, напоминающая башню.
Спустившись на трассу, решил
посмотреть церковь Чхиквта Сиони, стоящую на
противоположной стороне дороги, ближе к селу Парцхиси. Теперь она
расположена за древней, но раньше и здесь было селение.
Большая зальная церковь с
выступающей полукруглой апсидой построена в 1679 году местным жителем
Христофором Сагинашвили, который в то время занимал епископскую кафедру в
Рустави. Церковь с выступающей апсидой характерна для раннего средневековья,
позже подобные храмы встречаются очень редко. Стены церкви, отличающиеся
великолепной кладкой, возведены с большим мастерством. Декор очень
сдержанный. В церковь ведут три входа – с юга, запада и севера. Над южным
входом – арочное навершие, а посередине – крест. Окна обрамлены валиком и
заканчиваются стрельчатой аркой. Карниз гладкий, без орнамента...
Далее через 4-5 км.
на восток по тому же шоссе расположено село Парцхиси,
известное своей крепостью. В средние века она считалась одной из основных
твердынь исторической Квемо Картли. Парцхисская крепость находится на левой
стороне реки Алгети, на окраине деревни. Она занимает невысокий холм.
Крепость расположена на важном стратегическом пункте – одной из главных
дорог Южной Грузии. Крепость в плане представляет собой эллипс и была
поделена на две части. Восточная часть предназначалась для гарнизона, а в
западной была резиденция хозяина крепости. С западной стороны расположена
башня с необыкновенно толстыми двойными стенами.
Развалины крепости дают
приблизительное представление о ее первоначальном виде. В некоторых местах
высота стен достигает 12 м. Ворота находились в средней части северной стены.
Время возведения крепости не установлено. По аналогиям крепость можно
датировать X-XI вв., а
уже в середине XI в. она упоминается в летописях.
В период среднего средневековья крепость лежала в руинах... |