(карта)
(GPS трек
)
Маршрутка из Тбилиси (ст. м. Дидубе) в
9-00 до села Дзегви (последняя остановка).
9-30 – начало пути (высота 540 м).
10-00 – церковь Телети (так ее называют местные, датировка мне не известна).
Находится над дорогой слева и еле заметна. В овраге справа от дороги родник.
|
|
|
церковь Телети |
10-15 – церковь Св. Богородицы (Гвтисмшобели) 1676-1700 гг.
На восточном фасаде была табличка (ныне потеряна) с надписью, согласно
которой церковь построил некто Надир Мчедлидзе и его сын Петре во времена
каталикоса Николоза Амилахвари...
|
|
церковь Св. Богородицы (Гвтисмшобели) 1676-1700 гг. |
10-45 – церковь Св. Георгия
11-10 – часовня Св. Георгия (маленькая церквушка на склоне горы).
|
|
|
|
|
|
Вид с часовни Св. Георгия |
От часовни вверх идет тропа. Через
минут 20 доходим до развилки...
11-30 – развилка троп. Продолжаем идти прямо...
11-50 – Надарбазеви (Наэклесиари). Датировка мне не известна.
11-50 - 12-10 - осмотр Надарбазеви.
|
|
|
|
|
|
|
Развалины Надарбазеви (Наеклесиари) |
12-10 – родник на склоне реки под деревом и
сразу за ним переход через ручей направо вверх (в том месте, где сливаются
два маленьких ручейка).
|
|
|
Родник под деревом |
Внимательно. Чтобы попасть к роднику,
надо сойти с дороги вправо (маленькая полянка, а затем еле заметная тропа
среди зарослей влево вниз). Если вы прошли это место, то дорога начнет
поворачивать влево вверх. Внизу справа будет глубокий овраг с ручьем. Минут
через 5 вы увидите водопад.
|
|
|
Водопад |
После этого дорога кончается и перейдя
в тропу, начинает круто забирать влево вверх... Надо возвращаться... А то
это получится другой маршрут...
12-20 – выход на
поляну с навесом.
12-30 – точка RAZV1
– вправо отходит дорога. Она, вероятно, приведет в ущелье Дарбазисхеви к
церкви Св. Георгия, только сверху (не ходил).
12-35 – большой перекресток.
12-55 – пересечение с дорогой на Абулети.
13-00 – т.н. перекресток
Абулети (прямо-деревня Сатовле, вправо – развалины Абулети, влево – дорога
на гребень).
На осмотр Абулети минут 30.
Историческая справка:
Монастырский комплекс находится в ущелье реки Хекордзула. В состав комплекса
входят 2 церкви и остатки ограды. Церковь Св.
Георгия, зального типа (18,5х10 м). Датируется XI
в. Церковь сильно повреждена. Стены сохранились на высоту 3 м. Построена из
отесанных блоков песчаника. У церкви 3 входа - с запада, юга и севера.К
северо-западу от нее находятся развалины маленькой церкви зального типа
(8,5х5,0 м). В 1977 - 1981 годах здесь проводились археологические раскопки
(руководитель А. Апакидзе). В результате раскопок были обнаружены предметы,
датируемые первой половиной I тыс. до н.э., а также ранним и поздним
феодализмом. Предполагается, что монастырь построен на месте античного
храма, некоторые фрагменты которого были использованы при строительстве
монастыря. Около маленькой церкви сохранилась часть каменной колонны
античного периода (длина 1,8 м, диаметр внизу 0,4 м, наверху 0,35 м).
13-30 – начало подъема. До самого гребня
идет лесная дорога без каких либо ответвлений. Иногда местами она делается
уже (зарастает).
14-30 – конец подъема. Высота 1250 м. Выход чуть
западнее заболоченного озера.
14-30 – 15-00 – отдых и перекус.
По дороге,
которая проходит чуть выше, идем на запад (вправо) до развилки. Потом
по дороге налево
до деревянного столба слева от дороги (высота 1330 м).
15-20 – столб. Высота 1330 м.
Поравнявшись со столбом (слева от
дороги), поворачиваем налево. Если встать лицом к столбу, то за ним в конце
небольшой полянки можно заметить начало лесной дороги. Она ведет наверх
отрога.
15-30 - маленький перевальчик (точка
BUGOR). Высота 1380 м.
Отсюда дорога начинает идти вниз...
16-00 – доходим до развилки с указателем (надпись на указателе “Лелоби”).
Дорога направо ведет в закрытый мужской монастырь. Нам налево...
16-30 – доходим до церкви Мачхани.
16-30 – 16-40 - осмотр церкви.
Историческая справка
Церковь Мачхани - один из ранних и притом точно датированных надписью
памятников в окрестности Тбилиси. Церковь сложена
из сильно ноздреватого камня, т.н. водяного туфа. Из другого, плотного и
гладкого камня желтого цвета исполнен карниз церкви, украшенный надписью
архитрав южного входа и плита с надписью на восточном фасаде; этот же камень
применен в верхней части облицовки стен здания. Плиты облицовки не имеют
четких и точных очертаний, отесаны грубовато, швы между ними разной ширины.
Подобное соединение строительного материала разного качества - более
твердого и поэтому прочного камня для отдельных, обычно украшенных резьбой
частей постройки и камня более грубой структуры, легче поддающегося
обработке, для облицовки больших площадей стены, характерно для VIII-IX вв.
не менее, чем отсутствие четкости в обработке квадров камня и их укладке.
Типичен для этого времени и карниз, украшенный рядом арочек, окаймленных
сверху глубокой бороздой. Время возведения церкви Мачхани
засвидетельствовано в тексте надписи, вырезанной на массивном архитраве
южного входа в слегка углубленном поле, рядом с рельефным крестом,
заключенным в прямоугольную рамочку. Начертанная буквами асомтаврули,
линиями, врезанными в поверхность камня, надпись гласит: "Во имя бога,
вспомоществованием св. Федора, по повелению грузинского эмира Хомада
Китрисдзе (да возвеличит его Бог) построена этa церковь в его правление.
Господи, прости, ему прегрешения". В центре этой, грузинской надписи, в виде
вставки, помещена арабская куфическая надпись, которая состоит из трех слов,
расположенных одно под другим в три строки. Два первых слова читаются как «хумад
ибн» (Хумад сын такого то), третье может соответствовать грузинскому «Китрисдзе».
Арабский историк Табари сообщает о взятии военоначальником Зираком крепости
Грдмани, находящейся шежду Бардавом и Тбилиси и пленении им патрикия
гардаманского ал Китриджа. Событие это имело место после того, как арабский
полководец Буга сжег г. Тбилиси, что произошло в 853 г. н.э.Вторая
надпись, вырезанная на отдельной плите и помещенная на восточном фасаде,
справа от окна, сообщает, что церковь построена при дидгорском хевисупали
(правителе дидгорского ущелья) и начальнике города крепости; в конце надписи
упомянут Иоанн, по видимому, строитель церкви. Таким образом, эта надпись
является дополнением к первой: основной строитель церкви, занимавший
значительный административный пост, назван поименно в надписи на фасаде,
выделенном местоположением церкви в качестве главного, лицевого фасада, лица
же иерархически менее значительные, отмечены в надписи, помещенной на
боковом фасаде.
16-45 – по тропе (заходит в лес влево
от дороги на повороте около церкви) доходим до места, с которого чуть- чуть
спустившись в овраг можно увидеть пещеры на противоположном склоне. Там на
дереве справа от тропы я завязал розовый целлофановый пакет.
17-00 – возвращаюсь на дорогу к церкви и продолжаю путь вниз по дороге мимо
дачных домиков.
17-20 – мост через реку Дигмис-цкали. После моста
сразу поворачиваю налево и не доходя до второго моста (новый) направо на
дорогу.
18-00 – конец подъема. Начало спуска в Цодорети.
18-25 – родник на подходе к Цодорети. Небольшая остановка...
18-40 – выход на дорогу Тбилиси – Цодорети.
Длина маршрута примерно 20-22 км.
Автобус в Цодорети приходит в 20 минут
каждого часа. Стоянка 10 минут. Последний автобус в Цодорети поднимается в
21-20.
Надо учесть, что я был один. Группе понадобится немного больше времени.
И еще... Какое то время надо добавить
на осмотр церквей, иначе этот маршрут не имеет смысла... Я его сделал именно
так, чтобы захватить эти памятники истории.
Таким образом, если добавить 1 час
(т.е. придти на остановку в Цодорети в 19-40 или около 20-00), то в запасе
будет 2 рейса автобуса...
Желаю всем удачных походов. |