"И этот Парнаваз был первым царем в Картли (Грузии) из племени Картлоса.
Он распространил язык грузинский и больше уж не говорили в Картли 
на ином языке, кроме грузинского. И создал он грузинскую письменность,
и умер Парнаваз и похоронили его перед идолом Армази..."

                                                                   "Картлис Цховреба" ("Житие Картли")
 


 
 
 

П а р н а в а з - первый царь Грузии
(IV - III вв. до н.э.)

 
 


У Ирана, чья гегемония была общепризнанной в Малой Азии, появился в те годы еще более грозный соперник – государство македонцев. Их интересы сталкивались и на Кавказе. Обе державы придавали большое значение тому обстоятельству, под чье влияние подпадает Кавказ, и в частности - Грузия. Это, разумеется, прекрасно чувствовали и государства-соперники, и правящие круги Грузии. Как всегда бывает в подобных случаях в правящих кругах образовались, прибегая к современной терминологии, две партии: одна придерживалась иранской ориентации, другая – греческой. У враждующих государств наверняка была агентурная связь с одной и другой партией. Эта тайная дипломатическая война, была по всей видимости, не менее напряженная, чем те кровопролитные сражения и столкновения, которые случались между греками и иранцами.

После того, как воинство Александра Македонского овладело Картли, правителем там был назначен его родственник Азон. Азон постепенно расширял свои владения – "он овладел всеми границами Картли", от Кахети до Черного моря, т.е. покорил даже и Эгриси (Колхиду). Добрался он и до северокавказских народов, обложил данью осетин, лезгин и др.

"Картлис цховреба" рассказывает, какой жестокий режим установил Азон в Грузии, как безжалостно обращались он и его подручные с местным населением. Как видим, в этой ситуации греки прибегли к негибкой и неразумной политике, т.к. не считаясь с природой и характером народа, доверили управление Картли не подходящему для этой должности человеку, отличающемуся деспотичным и жестоким нравом.

Ничего удивительного, что местное население очень скоро взбунтовалось против тех самых греков, на которых еще недавно взирали с надеждой. Следовательно, в выигрышном положении теперь оказалась другая сторона – сторонников Ирана и сам Иран.

Кем же был человек, которого иранцы собирались сделать царем Иберии? Это был тогдашний правитель Мцхета Самар или его брат, чье имя история не сохранила. Некоторые исследователи считают, что Самар и его брат впоследствии пали на поле битвы. Но вот что пишет Вахушти Багратиони : "Он (Александр Македонский) уничтожил всех язычников, кроме карталинцев и иудеев, но и среди потомков Картлоса убил непокорных, таких как отец Парнаваза, его дядюшка и прочие". Так вот, брат Самара успел до своего ареста предупредить преданного слугу: "Немедленно увези моего трехлетнего сына и укрой его в горах. Помни о том, что он должен отомстить. Он должен стать царем Картли." Слуга, помимо того, что был верным и благородным, оказался еще и умным, и сметливым. Он тотчас укрыл жену и сына своего повелителя в горах.

Почти все забыли о существовании ребенка, кроме нескольких знатных заговорщиков, которые скрывались во время тирании Азона и действовали крайне осторожно. Воспитатель ребенка поддерживал с этими людьми постоянную связь и время от времени сообщал им, что мальчик растет, становится все крепче и красивее, обещает стать доблестным воином, умным, благородным и справедливым человеком. Надо полагать, что ребенку в детстве внушали чувство мести. И вот этот мальчик возмужал. Летописец пишет об этом так: "Этот Парнаваз был умным человеком, храбрым воином и искусным охотником".

Да, мальчика, будущего первого картлийского царя, звали Парнаваз...

Когда мальчик вырос, заговорщики решили вывести его на арену действий. К тому времени Азон постарел, он мог охотиться целыми днями и где бы не увидел хорошего охотника, непременно зачислял его в свою свиту...

И вот мы уже видим Парнаваза в числе приближенных Азона. После этого заговорщики активизировались. Они вступили в тайные переговоры с правителем Эгриси (Западной Грузии) – Куджи, который тоже был весьма притесняем Азоном.

Юный Парнаваз действовал осторожно, но уверенно. Ему было поручено прощупать почву в специальных отрядах самого Азона, состоявших исключительно из чужеземных солдат. Жестокий тиран был таким же бездушным и по отношению к своим соотечественникам, чем настроил их против себя. Заговорщики чувствовали, что определенную часть войска можно переманить на свою сторону.
Обстоятельства складывались благоприятно.

И в этот момент мать Парнаваза не выдержала. Ей показалось, что Азон догадался о происхождении юноши. Она и прежде умоляла сына бежать из Картли и искать приюта в Иране, у ее братьев. Теперь же ее требование звучало категорически. Парнаваз был вынужден подчиниться.

Автор хроники описывает, что в ту ночь, когда Парнаваз подчинился матери и решил бежать в Иран, ему приснился сон. Как будто он оказался в каком то пустом доме. Как ни пытался из него выйти – не мог найти двери. Закручинился Парнаваз, и в это время в дом проник солнечный луч, опоясал юношу и вынес его в окно. Когда Парнаваз вышел в поле, он увидел странное зрелище: солнце склонилось совсем низко над землей. Парнаваз дотянулся рукой до дневного светила, снял с него росу и омыл ею лицо. В это мгновение Парнаваз проснулся.

Находясь под впечатлением своего странного сна, юноша отправился на охоту. Неподалеку от Мцхета, в поросшей лесами Дигомской долине и в окрестностях теперешнего Тбилиси, были замечательные охотничьи угодья. Встревоженный и растерянный, Парнаваз поехал на охоту один. Возле Дигоми напал он на след оленя и преследовал его... Здесь Парнаваз поднял лук, выпустил стрелу, израненный олень свалился у подножья скалы. Юноша бросился за добычей, и тут как раз разразился ливень. В скале Парнаваз заметил пещеру. Взял свою секиру и вновь пробил дверь в пещеру, заложенную издревле. Именно здесь поджидало его чудо – несметные сокровища: золото, серебро и драгоценные камни. Этот клад вскоре пригодился.

Переговоры с Куджи велись давно, а теперь Парнаваз с радостью оповестил своего союзника, что стал обладателем большого богатства и может увеличить свое войско, чтобы выступить против врага... Отъезд в Иран не состоялся .

Узнав о неожиданном решении Парнаваза, его друзья заспешили, перенесли поближе срок восстания и при энергичной поддержке Куджи выступили против Азона. На сей раз заговор оказался хорошо подготовленным. Его поддержали и другие кавказские народы, угнетаемые Азоном, в частности, осетины и лезгины. Парнавазу удалось также переманить на свою сторону тысячу человек из окружения Азона. Объединенное войско при поддержке всей Картли легко одолело тирана.  Заметим здесь же: поражению Азона способствовал в значительной степени упадок македонской династии, начавшейся после внезапной смерти Александра и далее развивавшийся с невероятной быстротой.

Однако Азон бежал в Кларджети, куда вызвал из Греции вспомогательное войско. Год спустя он вновь выступил против Парнаваза. Но и Парнаваз все это время не сидел сложа руки. Изгнав греков, он в первую очередь укрепил все четыре крепости Мцхета. Затем занялся всей Картли, и в каждой крепости, в каждом городе поставил верных людей. Одновременно Парнаваз отправил посла к сирийскому царю Антиоху с богатыми дарами, уверил его в своей солидарности и попросил поддержки. Антиох поддержал Парнаваза, послал ему царский венец и назвал своим сыном.

Таким образом, обновленное войско Азона Парнаваз встретил во всеоружии. Решающее сражение произошло у Артаани (Южная Грузия), которое в те времена называлось Каджт-Калаки. Битва была нелегкая, но в конце концов грузины одержали победу, а греки были разбиты. Азона убили. Победивший Парнаваз с несметной добычей вернулся во Мцхета.

Так было положено начало династии грузинских царей – Парнавазианов.

Страна ступила на новый путь, началась новая эра. Парнаваз оказался подготовленным для своей миссии. Он разумно и мудро повел дело. Его внешняя политика началась с того, что он наладил отношения с одним из сильнейших греческих государств – с так называемым государством Селевкидов.

После того, как мир на юге был гарантирован, Парнаваз решил укрепить дружеские отношения с северными соседями родственными узами: свою сестру он выдал замуж за осетинского царя, а сам женился на дочери царя дзурдзуков (одно из северокавказских племен).

Совсем иное положение было на западе. Это государство – Эгриси – нельзя даже назвать соседним, ибо оно было кровным братом Картли – второе грузинское царство. И чем скорее Парнаваз узаконил бы это братство, тем полезнее было бы для всей Грузии. Военный союз с Эгриси был заключен еще тогда, когда готовился заговор против Азона. После одержанной победы Парнаваз отдал в жены эгрисскому правителю свою вторую сестру, подарил ему также территорию Сванети...

Важным моментом внутренней политики было деление страны на эриставства. Умный правитель сразу же учел этнографическое своеобразие живших в этих местах грузинских племен и поделил страну административно, исходя из этого признака. Это деление было так разумно и обдуманно, так предусмотрены все исторические и этнографические особенности населения каждого края, что в последующие века оно не только не нарушилось, но укрепилось, сформировалось четче, утвердилось и в более позднюю эпоху стало основой для административного раздела Грузии. Это административное деление еще и потому имело особое значение, что способствовало формированию Грузии как цельного,  монолитного государства.

Кроме Эгриси, которое следует отметить особо, Парнаваз выделил в стране семь эриставств и в каждом назначил правителя-эристава.  Вот эти эриставства:

1. Маргвисское, или Аргветское. Это часть нынешней Имерети, от Лихского хребта до Риони. Сюда же входили Рача и Лечхуми. В этом эриставстве были возведены две большие крепости – Шорапани и Димни.

2. Кахетское. От реки Арагви до Эрети. Сюда входили Кахети и Кухети.

3. Хунанское, или Гардабанское. Территория от реки Бердуджи (Кции) до Тбилиси и Гачиани.

4. Самшвилдское. От реки Сквирети до Таширских и Абоцких гор.

5. Цундское или Джавахетское. От Параванского озера до истоков реки Мтквари (Кура).

6. Одзрхеское, или Самцхе-Аджарское.

7. Кларджетское - от Арсианских гор до моря.

О восьмом, самом главном, Эгрисском эриставстве мы уже говорили. Осталась внутреняя Картли, определенная ее часть - от нынешнего Тбилиси - Арагви до Ташискари-Паравани. Здесь Парнаваз назначил спаспета. Это был первый после царя человек в государстве.

Много сделал Парнаваз и для укрепления военной мощи страны. В первую очередь он восстановил мцхетскую стену, раннее разрушенную греками. Восстановил и укрепил также крепости на всей территории Грузии и возвел новые.

Подобное разделение Грузии, как мы уже сказали, было гарантией более прочного единства. Царю так легче было осуществлять оперативное руководство. Летописец не забывает упомянуть о том, что время от времени царь посещал эриставства и осуществлял руководство на месте.

Не проявил царь неблагодарности и по отношению к той тысяче греков, которая в решающий момент поддержала его и выступила против Азона. Но, как видно, Парнаваз все же был осторожен и не оставил чужеземцев вместе - он пожаловал им азнаурство (дворянство) и расселил по разным уголкам страны.

Не забыл Парнаваз и религию. Когда было покончено с неотложными делами, он поставил близ Мцхета, на так называемой картлийской горе , идола и нарек его Армази.
В связи с этим гора тоже стала называться Армазской.

Но самым главным и значительным в деятельности Парнаваза, его величайшей заслугой перед потомством явилось то, о чем "Картлис цховреба" передает нам скупо, в двух словах: "Он (Парнаваз) распространил грузинский язык… И он создал грузинскую письменность".

То что Парнаваз поставил себе целью объединение грузинских племен в одно государство и так много для этого сделал, конечно, следует считать величайшей его заслугой. Но то, что краеугольным камнем такого воссоединения он сделал язык и письменность, это уже верный признак его дальновидности и недюжиного ума.

Шестьдесят пять лет царствовал Парнаваз и умер глубоким стариком. Как сообщает летописец, его похоронили перед Армазским идолом. Парнаваз правил в III в. до н.э. Некоторые исследователи датируют время его правления 302-237 гг. до н.э.

Парнаваза сменил его сын Саурмаг.



По книге Вахтанга Челидзе
"Исторические хроники Грузии
"

Электронная версия:Реваз Жгенти

Апрель, 2003 г.

 
 

 

 
 

 
Hosted by uCoz