Наконец где-то глубоко внизу, в центре небольшой деревни, показывается купольный храм Питарети... |
|
(карта) |
||
Я давно мечтал попасть в Питарети, но все никак не получалось. И вот в этом году решил, что обязательно должен туда сходить...Идти надо было с ночевкой, т.к. храм расположен в 25 км. от Тетри Цкаро и за 1 день пройти маршрут туда-обратно было бы сложно. Да еще не зная точно дорогу и плюс время на осмотр... В начале сентября мой друг Миша Винокуров (тоже любитель походов) гостил в Тетри Цкаро. Я приехал к нему в субботу вечером. В воскресение утром рано мы на его машине доехали до села Дманиси (11 км. от Тетри Цкаро). Оставили машину во дворе знакомого охотника Гургена и начали поход. Было 9-30 утра. Нам надо было пройти 14 км. туда и 14 км. обратно... Всего 28 км. ... Это уже реально... В 13-00 мы были в Питарети. В 14-30 вышли обратно и в 18-30 были в Дманиси. Обратно большая часть пути идет на подъем (т.к. храм находится в глубоком ущелье), поэтому на обратную дорогу времени ушло немного больше. Храм окружен поздней оградой, в которую встроена
двухэтажная колокольня. Желтовато-красные сооружения особенно хорошо
смотрятся на зеленом фоне лесистых гор. Ансамбль можно обойти со всех
сторон. Через первый этаж колокольни входим в ограду и оказываемся перед
южным фасадом храма, который оформлен наиболее богато. Декоративен и портик,
который примыкает к фасаду с южной стороны. Надпись на внутренней стене
портика сообщает, что при царе Георгии IV
(1213-1222) правитель этого края Кавтар Качибадзе построил храм, посвященный
Богоматери. В тексте сказано, что церковь выстроена на средства, который
добыл Качибадзе мечом на войне. Возможно он воздвигнул церковь во искупления
грехов и кровопролития. От других храмов центрально-купольного типа Питаретский отличается почти квадратным планом. Зодчий, строивший храм, предполагал, что внутренние стены его будут расписаны, поэтому позаботился о хорошем освещении. Оставшиеся фрагменты росписи главным образом позднего происхождения. Подобно другим зодчим конца XII и первой четверти XIII века автор Питарети сконцентрировал декор в основном вокруг окон и дверей. На восточном фасаде изображен большой крест, у подножия которого находятся львы. Они повернуты мордами к кресту и как бы стоят на страже его. На южном фасаде на левом окне изображены маленькие декоративные львы, а на правом окне - святые. На обрамлении северного окна можно различить птичек. Убранство фасадов обогащает орнаментированный карниз, идущий зигзагом вокруг храма. Завершает композицию высокий и мощный купол. Декор
барабана купола складывается из многочисленных деталей, которые вместе
образуют сплошной резной ковер. |
Сентябрь 2009 |