Шиомгвимская лавра

Шиомгвимский монастырь основан Св. Шио, избравшим местом своего аскетического подвига «безутешное, безводное, полное зверьми и ядовитыми пресмыкающимися» ущелье, в котором он первоначально поселился в маленькой естественной пещере в полном одиночестве. Пещера находится справа от дороги, ведущей к монастырю, немного не доходя до входа в его ограду. Крошечная белая церковка, поставленная над дорогой на выступе скалы, отмечает это место. Следуя тексту жития, тут святому явились Богоматерь и Иоанн Предтеча и возвестили, что в пустынном ущелье со временем закипит жизнь.

Рост числа учеников и последователей Св. Шио, расселившихся в пещерах и образовавших ядро монастыря, организованного по точному образцу сирийских монастырей, вызвал потребность в постройке храма - места общей молитвы. Церковь эта, заложенная собственноручно Св. Шио (церковь Рождества Иоанна Крестителя), является древнейшей из построек на территории монастыря. Время ее возведения определяется 50-60 гг. VI в. Задуманное как полупещерное сооружение, церковь сидит глубоко в земле и только западная часть ее находится на уровне почвы.Храм не был расписан. Живопись, покрывающая его стены и своды исполнена в последние годы XIX в. по заказу обновителя Лавры, епископа Александра Окропиридзе. Подлинным украшением храма является алтарная преграда первой четверти XIв., отделяющая алтарь храма от той его части, которая была предназначена для верующих. Высеченная из светлого зеленого плотного туфа, преграда отличается высоким совершенством орнаментальной резьбы и рельефов.

В 1733 году во время капитальных работ по благоустройству лавры, предпринятых феодалом Гиви Амилахвари, западная стена в западном рукаве храма была прорезана широкой стрельчатой аркой. Плиты с надписями, вставленные в кладку западной стены этой части храма принадлежат XI в., т.е. тому же времени, каким датируется алтарная преграда храма. Это обстоятельство свидетельствует о работах по украшению и застройке зданий лавры, проведенных в это время.

С северной стороны к храму, расширенному западной пристройкой, примыкают две капеллы и колокольня, выстроенная из кирпича в XVII-XVIIIвв. в типичных для этого времени архитектурных приемах. Фасад колокольни украшен одним из рельефов алтарной преграды, извлеченным из нее при переделке.

Стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель и, прервав всякое сообщение с миром, обрек себя на затворническую жизнь в темной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по веревке. В пещеру, служившей Св. Шио местом его последнего подвига, ведет спуск с трапезной лавры. Позади этой большой кирпичной постройки находится удлиненное помещение с абсидкой в восточной стене. Небольшая дверь с арочкой в форме крутой подковы ведет в темный коридор. Стены коридора облицованы тесанными плитами, среди которых местами вставлены прекрасно орнаментированные фрагменты. Узкий, ощутительно пониженный переход вводит посетителя в сырую и абсолютно темную пещеру. Холодный, слабый свет небольшого отверстия высоко вверху, в своде пещеры, не достигает ее дна. Пещера вырыта в конгломерате, метко охарактеризованном Вахушти: «а скала эта такая, как будто построена из камня на извести». В плане пещера имеет очертание овала. Маленькая ниша, обращенная на восток, служила добровольному затворнику алтарем. Могила святого отмечена поздней деревянной гробницей.
 

Храм Давида Строителя в Лавре (храм Успения Божией Матери)

К северо-востоку от храма Иоанна Крестителя, на большой поляне, окруженной жилыми постройками, высится выстроенный из кирпича храм, к западному фасаду которого примыкает башня. Этот храм принадлежит времени большого строительства, предпринятого в лавре царем Давидом Строителем (1089-1125), щедро одарившим лавру и обеспечившим ее юридическую самостоятельность в своем завещании, составленном в 1123 г. Построенный им в Лавре храм царь называет в этом завещании «своей церковью». Действительно, этот новый большой храм, строившийся под наблюдением приближенного к царю монаха Арсения, стал теперь средоточием Лавры. Именно этому храму отдано все внимание царя, всемерно украшающего храм и не жалеющего на него никаких расходов. Внутреннее пространство храма, рассчитанного на сильно выросшую численно монашескую организацию (1000 или даже 2000 человек), оставляет впечатление большого простора и в наши дни. Помещения служебного назначения по сторонам алтаря отделены стеной с входами от пространства, отведенного верующим. План храма не отличается от плана обычного для данной эпохи центрально-купольного грузинского храма. Из этого можно заключить, что это здание, дошедшее до нашего времени в ремонтированном и, в силу этого, искаженном виде, было изначально купольным храмом, а не трехнефной базиликой. Для времени возведения храма характерно включение в его план западного помещения, над которым находились покои игумена монастыря, сообщавшихся с церковью.

Следуя традиции своего времени, храм был украшен росписью. От этой живописи исполненной, несомненно, лучшими придворными мастерами, не сохранилось ничего. Роспись масляными красками, украшающая храм в настоящее время, принадлежит времени обновления здания епископом Александром в 90-е годах XIXв.  Внимания заслуживает портрет реставратора храма, епископа Александра Окропиридзе, изображенного во весь рост в парадном облачении священнослужителя на западной грани крайнего к востоку устоя с южной стороны.
 

Водопровод Лавры

  Однажды святой Шио увидел одного монаха, который нес воду в кувшине и, упав на землю, разбил кувшин и пролил воду. Потеря эта сильно опечалила монаха: ноша стоила ему больших трудов, ибо он нес воду из далекого места. Глубоко огорченный, он стоял над разбитым сосудом и горько плакал. Святой Шио не мог не сочувствовать скорби брата и, к утешению своему, увидел Ангела, стоящего у скалы и копьем как будто копающего землю для изведения из скалы воды, которая и потекла тотчас...

Рост и процветание лавры вызвали в свое время настоятельную необходимость в снабжении ее водой, доставлявшейся сюда на протяжении веков вьючным способом и поэтому являвшейся дефицитной. На рубеже XII-XIII вв. канцлер царицы Тамары (1184-1212гг.) Антоний Чкондидели обеспечил лавру изобильной и высококачественной водой родников села Схалтба, расположенного на плато над Шиомгвимской лаврой. Сооруженный им водопровод из керамических труб, безотказно действовавший на протяжении 500 лет, был разрушен персами во время длительной осады лавры в конце XVI в. Лишенная воды, лавра была вынуждена сдаться и подверглась разграблению и разрушению.

Лишь по прошествии долгого времени в 30-х годах XVIII в. лавра начинает обстраиваться. Помимо широко проводимых тавадом Гиви Амилахвари реставрационных работ, лавра обстраивается новыми сооружениями. Таковы колокольня при храме Иоанна Крестителя и двухэтажная башня, примыкающая с западной стороны к нартексу храма, построенного царем Давидом Строителем. Надпись светским письмом мхедрули, помещенная на фасаде башни и датированная 1678 г. сообщает о строительстве тавадом Гиви Амилахвари ряда крепостей в долине р. Куры и выходящих к ней ущельях, а также о обновлении большого храма лавры.
 

Трапезная Лавры

Из построек хозяйственного назначения в лавре сохранилась трапезная. В этом просторном, высоком здании, возведенном в период строительной деятельности в лавре царя Давида Строителя, отчетливо различаются два строительных слоя. Обрывки стен, возведенных из рванного камня на растворе, местами достигают значительной высоты, местами же еле поднимаются над уровнем земли. Реставратор здания сохранил его габариты, возведя новые кирпичные стены на уцелевших обрывках прежнего сооружения. Высота трапезной, размах арочной декорации ее стен, эффектное решение фасада, заключавшего главный вход, свидетельствует об одаренности ее строителя. В стенах трапезной сохранились местами трубы, доставлявшие воду. Рельеф крестов, вставленные в кладку стен, принадлежат XI в. От росписи, украшавшей трапезную, сохранились лишь незначительные следы.

Нашествие монголов нарушило благосостояние монастыря и надолго оборвало строительную деятельность в его пределах. В упоминании Вахушти сообщение о благосостоянии и численности братии Шиомгвимской лавры воспринимаются как далекое предание.

Обновление обители в 90-х годах XIX в. имеет характер мероприятия, уже не способного вернуть ей былого значения.
 

Джврис эклесия (церковь Животворящего Креста Господня)

Одновременно с постройкой большого храма была возведена небольшая зальная церковь на гребне скалистого хребта, ограничивающего с юго-востока ущелье, в котором расположен монастырь. Место, выбранное для этой постройки, исключительно живописно. Церковь поставлена у самого края отвесного обрыва. Далеко внизу простирается долина реки Куры.

Церковь выстроена из кирпича и лишена каких либо украшений. На гладкой, как прочие фасады, западной стене очерчивается проем входа, заложенного по видимому, в процессе строительства церкви. Второй вход, находящийся в южной стене церкви, выходит в позднюю пристройку, над которой возвышается четырехэтажный корпус колокольни. Внутреннее пространство церкви не обладает никакими примечательными особенностями. Все внимание вошедшего в храм привлекает роспись, частично сохранившая первоначальную плотность фактуры и силу цвета, частично же размытая и поблекшая. Роспись принадлежит XIII в., но местами выступают следы более ранней живописи. Путаница разновременных живописных слоев особенно заметна на примыкающей к алтарю части южной стены и в абсиде.

В отношении выбора сюжетов роспись остается в границах, утвержденных традицией эпохи. В абсиде изображен Спаситель в образе восседающего на троне самодержца. По сторонам трона стоят, молитвенно обращаясь к Христу, Богоматерь и Предтеча. Между ними и Христом помещены шестикрылые серафимы. Ниже проходит ряд, заключающий поясные изображения двенадцати апостолов в белых и оранжевых нимбах попеременно. Каждый из апостолов охарактеризован художником индивидуально, как бы портретно. Далее следует ряд святителей, - отцов православной христианской церкви, - изображенных во весь рост со свитками в руках. Их слегка склоненные фигуры обращены к лику Христа, помещенному под алтарным окном. Орнаментальная кайма завершает роспись алтарного полукружия. Стены и своды церкви украшены эпизодами из жизни Христа. Начиная с Благовещения и Рождества Христова и завершаясь Вознесением и Преображением. Надписи, начертанные красивой вязью, шрифтом асомтаврули, поясняют содержание сцен.

Реваз Жгенти
31.03.2004

 

 
   
 

 

 
Hosted by uCoz
1