[Главная]     [Крепость]     [Монастырь]     [Природа и окрестности]     [Карта]


Со всех концов Грузии в стольный
город Мцхета приходили паломники и,
обращаясь к местным жителям, спрашивали:
"Где идол Задени?"
Им отвечали: "Зедаа  Задени" 
(что на грузинском означает : "Наверху Задени").
 
Впоследствии эта фраза видоизменилась и дошла до наших
дней  как
 

К северо-востоку от древней столицы Грузии – Мцхета, на левом берегу реки Арагви, уступами уходит в небо одна из вершин Сагурамского хребта гора Зедазени или Кухети. Высота ее 1350 метров над уровнем моря, склоны покрыты густым лесом. Говоря образным языком народных преданий, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». Предания эти повествуют, что некогда на горе Зедазени обитал сказочный дэв, который сторожил Мцхета. На заходе солнца он спускался к реке и, преклонив колени, пил воду.

Видный грузинский историк, географ и ликсикограф XVII века царевич Вахушти Багратиони в своем историко-географическом описании Грузии пишет о Зедазени:
«Кухетскя или Зедазенскя гора примыкает к горе Сачино, обе эти горы в совокупности именуют еще железной горой… К Зедазенской горе с юга примыкает Глдани, а с севера – Херки (Сагурамо), гора эта лесистая, изобилующая дичью и небольшими родниками».

Народные сказания и некоторые письменные исторические документы свидетельствуют, что в древности, при четвертом царе иберов Парнаозе (112-99 гг. до н.э.) на горе Кухети был установлен идол божеству Задени – Юпитеру – великому герою и воителю, полководцу, павшему на поле брани.

До принятия христианства, как государственной религии Грузии (ок. 337 г.н.э. ), идолу Задени приносили жертвы. По словам Вахушти Багратиони: «сам царь, его вельможи и поданные, под барабанный бой, с песнопениями и всевозможными ритуалами жертвовали коров, быков, овец и дичь. Жертву приносили Армази, затем Задени, а потом другим божествам».
Идол Задени был низвергнут после принятия Грузией христианства.

На вершине горы Зедазени сохранились развалины крепости, воздвигнутой в 109 г. до н. э. и монастырь Иоанна Зедазенского – памятник церковного зодчества VII века.

 

 

Автор текста - Борис Канделаки

Также использованы материалы с сервера
Русской Православной Церкви
и
фотография с сайта 
G.INFO: State of the Environment 


Дизайн Реваза Жгенти



 

Тбилиси 
Февраль 2002 года

 

Hosted by uCoz
1